Одна из главных особенностей культуры XXI столетия заключается в том, что каждый художник, музыкант, скульптор или писатель, хоть сколько-то подробно изучивший основы своего ремесла, знает: что бы ни пытался он сотворить, какую бы новую страницу ни пытался открыть, это станет лишь повторением того, что за долгие тысячелетия человеческой истории сделал до него кто-то другой.
Все хорошие книги давно написаны, умные слова сказаны, картины и скульптуры пылятся в музеях, а музыка навсегда застыла нотными знаками на страницах толстых тетрадей. За века, прошедшие со времени поклонения человечества деревянным идолам на капищах до времен поклонения поп-идолам в телевизорах, культура человечества непрерывно развивалась, претерпевая различные изменения, пока не обрела свой настоящий вид. Всё разнообразие современного искусства вышло из того самого поклонения деревянным идолам, сочетающее в себе элементы танцев, театрализованной постановки, пения, художества и какого-то религиозного действа.
Означает ли это, что современный человек должен прекратить пытаться создавать новые произведения искусства? Миллионы фотографов, режиссеров, писателей и даже авторов интернет-дневников придут в ужас от этой мысли. Привычка создавать новые сущности, давать новые представления о старых проблемах настолько укоренилась в нашем сознании, что перестала поддаваться каким-то логическим доводам. Это часть нас самих. Сбежать от неё невозможно, но можно попытаться подвергнуть анализу.
читать до конца! =)Древняя мифология, которая стала отправной точкой для развития множества видов и типов культуры представляла собой смешение всех вышеназванных элементов. Человеческий разум не отделял себя от природы, природу от божества, а божественное начало опять замыкалось на человеке. Но это первобытное язычество не было тождественно нынешним конфессиям. Современные авраамические религии, господствующие в большинстве стран, мира проповедуют веру в одного Бога – Бога доброго, всеблагого и всемилостивого, строгого, но справедливого отца для всех своих детей – людей. Языческие же древние боги были многочисленны, подвержены множеству страстей и пороков и, зачастую, откровенно недоброжелательны к людям. Можно было бы только порадоваться тому, что они отступили под натиском христианства и других мировых религий, но категоричное утверждение того, что они совсем ушли, противоречило бы истине.
Мы помним, что мифология давних веков содержала в себе зачатки всего того, что впоследствии разовьется в религию, науку и искусство. Значит, какие-то осколки темного языческого прошлого и поныне остаются в человеческом разуме. Современные религии пытаются изгнать эти проявления, наложив на них табу, и объявив грехами. Таким образом, они подсадили человечество на наркотик добродетели, новую дозу которого может дать только официальная религия. Но, как мы знаем, любое табуированное вытесненное из сознания явление не исчезает, а, проходя через глубины подсознания, воплощается в жизнь, подчас в гораздо более извращенной и уродливой форме, чем ранее.
Первыми сдались скульптура и архитектура. Готические очертания средневековых соборов, украшенные фигурами химер и горгулий, являли собой настоящее олицетворение страха перед потусторонними ужасами, которые священники приписывали загробной жизни грешников.
Следом шла живопись: от полотен Босха, Мандейна и Брейгеля к гравюрам Гойи и ещё дальше – к гигеровским рисункам. Художники, более свободные в своей фантазии, чем скульпторы или зодчие, уже переносили потусторонних демонических героев в наш материальный мир, показывая, что дьявол поджидает нас не только лишь в загробной жизни, но и в повседневности.
Печатные книги, которые содержали уже не только лишь фрагменты из библии или жизнеописаний святых, но и художественные элементы, распространялись все больше вместе с ростом числа образованных людей, которым уже было мало одной лишь духовной литературы. Какие сюжеты дошли до нас с тех времен? Средневековые европейские сказки о Красной Шапочке, поедающей плоть своей бабушки, или о Ганзеле и Гретель, брошенных родителями умирать в лесу. Эти фольклорные истории, по сути, и заложили всю традицию европейских художественных произведений. Во второй половине XVIII века из них выросла западная «готическая» литература с приведениями Горация Уолпола, «Франкенштейном» Мери Шекли, полусумасшедшими героями Эдгара Алана По, стивенсоновским мистером Хайдом и стокеровским Дракулой.
Музыка, в которой до наступления XX века правили бал классические немецкие концерты и итальянские оперные арии, к концу этого столетия превратилась в олицетворение самых отталкивающих и пугающих образов, которые могло породить человеческое воображение. Существует огромное разнообразие жанров, которые как один воспевают мотивы, заставлявшие далеких предков современных людей поклоняться своим олицетворявшим эти чувства богам: агрессия, депрессия, страх, злость, эгоизм, безумие, смерть. Список можно было бы продолжить, но суть понятна – все деструктивные явления, которые отвергаются нормальной человеческой психикой, обретают своё воплощение в искусстве – порождении человеческой потребности в самовыражении.
В настоящее время существует неисчислимое множество музыкальных групп, исполняющих музыку, которую официальная церковь с удовольствием предала бы анафеме. Означает ли это, что современное общество больно каким-то странным социальным недугом? Нет. Это означает лишь то, что естественная потребность, доставшаяся нам от темных дремучих предков, ищет пути к реализации. Вновь объединяя различные культурные традиции: музыку, философию и какие-то художественные элементы, приверженцы этого мировоззрения создали различные субкультуры, разные по форме, но единые в концепции – удовлетворении человеческой тяги к Танатосу.
Обывательское мировоззрение среди таких субкультур наиболее выделяет ту, чьих представителей называют готами, поскольку их внешние атрибуты являются наиболее заметными и вызывающими неприятие. Существует огромное множество споров о самом понятии «готики» и том, какой именно элемент оказывается определяющим критерием принадлежности к этой субкультуре: музыка, одежда, темперамент или что-то другое. Неправильно было бы просто цитировать их здесь. Вместо этого мы предлагаем читателю возможность самому увидеть то, что называют современной готикой.В пятницу 23 декабря в «Арт-Хаус баре» состоится Gothic Party IV– то, что организаторы этого действа называют последней готической вечеринкой уходящего года.Далеко ли ушли современные готы от древней первопричины, положившей начало их нынешнему существованию? Каковы музыкальные предпочтения екатеринбургской готик-тусовки? И можно ли вообще считать любителей подобных концертов готами?
На все эти вопросы мы попробуем ответить в пятничном репортаже из Арт-Хауса. Сергей Курильченко
3DEkb.ru