04:37 

Христианские праздники и общечеловеческие ценности

3dEkb
8 января в екатеринбургском Храме-на-Крови состоялся рождественский концерт, организованный силами воспитанников приходской воскресной школы при храме. Событие это, хотя и не получившее широкой огласки и значительное для нескольких десятков учеников школы и их родителей, как повод для размышлений может оказаться небезразличным и для всех жителей Екатеринбурга, вне зависимости от того, является ли для них Рождество праздником или нет.

Около семидесяти детей и подростков приняли участие в рождественском представлении. В их числе как нынешние воспитанники воскресной школы, так и их старшие товарищи - братья, сестры или просто друзья, уже окончившие четырехлетний курс обучения.

На сцене небольшого концертного зала Храма-на-Крови за пару часов участники успели показать игру на различных музыкальных инструментах и несколько театрализованных представлений. Помимо традиционной истории рождения Христа, единой у всех церквей, конфессий и народов, дети показали ещё несколько сценок, демонстрирующих главные христианские добродетели: терпимость, любовь к ближнему и готовность подставить плечо в трудную минуту. Зрителями представления стали не только церковные иерархи, но и прихожане храма.

Представления с участием учеников воскресных школ, подобные нынешнему - не редкость для Екатеринбурга. Образование учебных классов при храмах и соборах у нас началось с середины 90-ых годов. В отличие от обычных школ, учеников в таких классах немного и учителя стараются найти индивидуальный подход к каждому.

Людей, воспитанных в светской традиции, может удивить, что родители отдают своих детей туда, где преподают такие предметы как Закон Божий или церковнославянский язык. Многие приверженцы секуляризации (светской модели общественного устройства) считают, что церковное воспитание, прививая постулаты, веры зомбирует детей. Однако церковь, не смотря на консерватизм и догматизм, всегда стояла на воспитании в своих прихожанах традиционных моральных ценностей, о которых люди XXI века очень часто забывают.

Европейские и американские режиссеры снимают фильмы об угрозах общества потребления, Коммунистическая Партия Китая на очередном съезде принимает решение начать в СМИ пропаганду здорового образа жизни, нефтяные монархии аравийского полуострова отказываются давать гражданство приезжим иностранцам-немусульманам. В нашей стране, где государство и культурная элита зачастую не могут или не хотят заниматься защитой морали и нравственности, эту функцию пытается взять на себя церковь.

Оправданно ли то, что дети, учащиеся в церковных воскресных школах, вместе с этими нормами морали воспримут также и специфическое религиозное мировоззрение? Страх того, что из детей воспитают ретроградов и фундаменталистов очень силен в тех людях, которые сами воспитывались в светской традиции. Но ведь важно помнить, что светские учебные заведения также часто навязывают детям шаблоны поведения, со стороны выглядящие не менее странно, а то и страшно.

До тех пор, пока речь идет именно об общечеловеческих ценностях - так ли важно, кто именно учит детей основам морали и гуманизма? И светские, и религиозные традиции одинаково негативно относятся к таким явлениям как пьянство, наркомания или беспорядочный секс. А где же ребенок подвергается большему риску столкнуться со всем этим? В воскресной школе или всё-таки в обычной? Вопрос риторический.

Ретрограды же и фундаменталисты могут выйти как из церковной среды, так и из дверей высшего учебного заведения. И в этом случае вся беда для них самих и окружающих будет в том, что приобретя интеллектуальный лоск и эрудированность, выпускники светских учебных заведений могут так и не научится критической самооценке, оставшись по натуре капризными детьми. Тогда как для людей по-настоящему религиозных скромность, доброта, уважение к окружающим и терпимость являются неоспоримыми моральными императивами, хотя бы на словах. Если же слова расходятся с реальностью, у окружающих всегда остается возможность воззвать к этим лучшим качествам, и они, в отличие от людей светских, должны будут прислушаться, если желают оставаться верными догматам своей религии.

Так что можно с достаточной уверенностью говорить о том, что польза от церковного воспитания подрастающего поколения перевешивает возможный вред от накладываемых на прихожан мировоззренческих ограничений. И в этом плане воскресная школа при Храме-на-Крови выполняет двойную функцию. Родители учеников часто посещают занятия наравне с детьми, а значит - вместе с ними приобщаются к основам православной культуры, с которой большинство людей, родившихся в советское время, знакомы только понаслышке. Да и дополнительное общение родителей с детьми способствует восстановлению тех самых семейных ценностей, недостаток которых в современном обществе признают многие. Это можно только приветствовать, опять же, надеясь на то, что люди, на словах уже давно объявившие себя христианами, станут ими на деле и обретут подлинно христианские добродетели.

Сергей Курильченко
3DEkb.ru


Смотрим полный фотоотчет на сайте 3dEkb.ru


@темы: церковь, религия, Рождество, праздник, фото, события, культура, Екатеринбург

URL
   

3dEkb - Виртуальный Екатеринбург

главная