В день открытых дверей 12 апреля коридоры и аудитории института радиотехники и информационных технологий УрФУ подверглись нашествию шумных и любопытных старшеклассников. За один день в гостях у радиофака побывали 11 групп – около 220 учеников из разных школ и лицеев города и области. В сопровождении педагогов они группами курсировали по специально организованному для них экскурсионному пути покафедрам и аудиториям. Самым посещаемым местом (и, судя по отзывам, одним из самых популярных) стала выставка творчества студентов ИРИТ-РТФ, приуроченная ко Дню космонавтики.
читать дальшеЧто увидел бы на выставке случайный прохожий? Заметил бы, пожалуй, одну особенность: по сравнению с привычными выставками, экспонатов слишком мало. Кажется, что на столах сиротливо стоят лишь непонятного вида иназначения конструкции, а зрителей совсем нет. Однако входит очередная группа посетителей, начинается демонстрация, и вся группа надолго «залипает», по очереди у каждого стола. В чем секрет? Секрет в том, что за каждым образцом – целый проект,отдельная разработка. Каждый экспонат – техническая «фишка». Стоит нажать нужные кнопки - и невзрачные «техно-уродцы» превращаются в увлекательный аттракцион, а выставка становится парком техно-развлечений.При приближении зрителей непонятные с виду штуки оказались упрощенными образцами полезных в хозяйстве машин, действующими моделями устройств, выполненными по передовым технологиям, и просто забавными механизмами. И о каждом из них с удовольствием и энтузиазмом рассказывает (и показывает их в действии) лично автор или кто-то из коллектива раработчиков. Некоторые экспонаты собраны из знакомых каждому бытовых деталей, перекочевавших из ХХ века – вентиляторов, светодиодов, проводков ифанеры. Но управляют каждым таким «чудом», все-таки, чипы и контроллеры века XXI. Даже самая примитивная на вид техника, представленная на выставке, вполне современна: что-то подключается к сотовому телефону, что-то – к цифровому фотоаппарату или ноутбуку.
Посмотрим некоторые из представленных на выставке проектов.
3Д-светодиодный куб собрал ученик лицея №128 Степан Пьянков (под руководством Александра Афанасьевича Язовского, зав. Кафедрой радиоэлектронных ителекоммуникационных систем и учителя физики высшей категории Любови Владимировны Жефруа) Под музыку огонек мечется по заданной программе в кубе из 27 светодиодов. Этот (как и соседний) экспонат - учебная модель, собранная для демонстрации принципа действия светодиодных объемных фигур. Рядом на экране ноутбука можно посмотреть, как работает аналогичный прибор в «промышленных масштабах»: в составленном из сотен диодов кубе движутся под музыку замкнутые объемные светящиеся фигуры танцовщиц, льется объемный световой дождь, пробегают логотипы известных фирм. Кроме того, оказывается, эта технология может использоваться не только в рекламно-развлекательных целях, но и в медицине – например, когда необходимо увидеть объемное изображение внутренних органов.
Светодиодное табло смеханической разверткой Показал ученик лицея №128 Юрий Менщиков (Руководители Кудинов Сергей Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры ТСС; Андрей Викторович Гусев, старший преподаватель ТСС; Жефруа Любовь Владимировна, учитель физики высшей категории) Этот экспонат использует инерционность человеческого зрения и программируется на языке «С». Ближайший аналог – часы Боба Блика (известные как «китайские часы», у которых время показывает светящийся маятник) Изготовлен экспонат примерно за 3 месяца работы в свободное время, контроллер куплен в Москве, а остальные детали в промэлектронике. И «3Д-светодиодный куб» и «Светодиодное табло с механической разверткой» были представлены кафедрой технологий и средств связи. Следующие же два – кафедрой автоматизированных электрических систем (руководитель проектов Александр Лемех)
Робот-конструктор «манипулятор» создан для демонстрации передачи движения, в целях обученияшкольников основам механики. Он представляет собой две механические руки, одн аиз которых служит для управления, а вторая полностью повторяет движения первой и может захватывать и перемещать небольшие предметы. Подобные конструкции используются вместо человеческих рук, например, для работы с вредными химическими веществами. Каждая деталь манипулятора создана на основе известных технологий, но сама конструкция манипулятора – собственная разработка авторов проекта.
Следующий экспонат – Магнитоход. Его четырехколесная платформа «прилипает» к любой металлической поверхности с помощью колес из постоянных магнитов, она одинаково легко движется по горизонтальным, наклонным и даже вертикальным поверхностям. Как рассказали студенты, подобные «прилипчивые» к железу машинки были разработаны около 30 лет назад для использования на АЭС, успешно использовались для работ внутри железных труб, в радиоактивных зонах и в прочих недоступных людям местах. Сейчас идея снова оказалась востребованной, поэтому на кафедре разрабатывается новая, более современная версия магнитоходов.
Гексаход, или шестиногий робот, представлен Кафедрой теоретических основ радиотехники. Автор робота Дмитрий Попов (кстати, выпускник колледжа им.Попова) собирал его своими руками примерно полтора года. Шестиногий робот стал звездой выставки. Зрители мгновенно собирались вокруг шагающего аппарата. Когда агрегат, напоминающий экзотического паука размером с кошку, подходил близко к ногам зрителей, некоторые девушки невольно отступали на шаг – будто перед настоящим членистоногим.
«Паучок» может делать все, что умеют его аналоги по классу - ходить несколькими «походками» в любую сторону, наклоняться или «проползать» наминимальной высоте, перешагивать через препятствия. Этот аппарат может нести около килограмма любого дополнительного оборудования и управляется по Bluetooth с планшета на расстоянии до 100м. В зависимости от установленного оборудования он может «видеть» видеокамерой, «слушать» звук с помощью микрофона и «говорить» спомощью динамика. Цель создания игрушки вполне серьезна – исследование алгоритмов движения платформа для испытаний теоретических разработок.
Следующий экспонат заставляет собравшихся в круг зрителейразойтись пошире – это поднимается в воздух модель четырехвинтового летательного аппарата – коптера. Некоторое время он, как «снитч» из сказки, жужжит между полом и потолком, но вскоре все-таки совершает почти аварийную посадку: эту игрушку довольно сложно «водить»вручную, с радиопульта. Подобные аппараты используют для слежения, фотосъемки, осмотра высотных объектов и прочих работ в воздухе, для которых нужна маневренность, а не грузоподъемность. Еще один коптер и технология трехмерной фотосъемки были представлены на выставк еспециалистами из 3DEkb – о них мы вскоре расскажем более подробно.
После посещения выставки гостям было предложено почувствовать себя студентами на лекции, где директор ИРИТ-РТФ Сергей Тихонович Князев и будущие работодатели наглядно с помощью презентаций рассказали о преимуществах учебы на радиофаке и перспективах последующего трудоустройства. В коридоре, «не отходя от кассы», школьники шумно обсуждали увиденное и делились впечатлениями. «Нам показали много интересного, надарили книжек, кто-то попал в телевидение… Так много информации, что мы уже устали!» – рассказал один из учеников 177-й гимназии (к слову, блеснувшей среди посетителей фирменными шарфами и корпоративным духом).
Но вернемся к нашему «парку техно-развлечений». Кому и зачем этот было нужно? Вместо ответа процитируем отзыв одного из посетителей: «На каждой кафедре нам говорили, в основном, одно и то же - о том, что, «идите учитьсяк нам». А на выставке показали интересное – сразу понятно, чему там учат».
Полный фоторепортаж вскоре на сайте 3DEkb.ru
читать дальшеЧто увидел бы на выставке случайный прохожий? Заметил бы, пожалуй, одну особенность: по сравнению с привычными выставками, экспонатов слишком мало. Кажется, что на столах сиротливо стоят лишь непонятного вида иназначения конструкции, а зрителей совсем нет. Однако входит очередная группа посетителей, начинается демонстрация, и вся группа надолго «залипает», по очереди у каждого стола. В чем секрет? Секрет в том, что за каждым образцом – целый проект,отдельная разработка. Каждый экспонат – техническая «фишка». Стоит нажать нужные кнопки - и невзрачные «техно-уродцы» превращаются в увлекательный аттракцион, а выставка становится парком техно-развлечений.При приближении зрителей непонятные с виду штуки оказались упрощенными образцами полезных в хозяйстве машин, действующими моделями устройств, выполненными по передовым технологиям, и просто забавными механизмами. И о каждом из них с удовольствием и энтузиазмом рассказывает (и показывает их в действии) лично автор или кто-то из коллектива раработчиков. Некоторые экспонаты собраны из знакомых каждому бытовых деталей, перекочевавших из ХХ века – вентиляторов, светодиодов, проводков ифанеры. Но управляют каждым таким «чудом», все-таки, чипы и контроллеры века XXI. Даже самая примитивная на вид техника, представленная на выставке, вполне современна: что-то подключается к сотовому телефону, что-то – к цифровому фотоаппарату или ноутбуку.
Посмотрим некоторые из представленных на выставке проектов.
3Д-светодиодный куб собрал ученик лицея №128 Степан Пьянков (под руководством Александра Афанасьевича Язовского, зав. Кафедрой радиоэлектронных ителекоммуникационных систем и учителя физики высшей категории Любови Владимировны Жефруа) Под музыку огонек мечется по заданной программе в кубе из 27 светодиодов. Этот (как и соседний) экспонат - учебная модель, собранная для демонстрации принципа действия светодиодных объемных фигур. Рядом на экране ноутбука можно посмотреть, как работает аналогичный прибор в «промышленных масштабах»: в составленном из сотен диодов кубе движутся под музыку замкнутые объемные светящиеся фигуры танцовщиц, льется объемный световой дождь, пробегают логотипы известных фирм. Кроме того, оказывается, эта технология может использоваться не только в рекламно-развлекательных целях, но и в медицине – например, когда необходимо увидеть объемное изображение внутренних органов.
Светодиодное табло смеханической разверткой Показал ученик лицея №128 Юрий Менщиков (Руководители Кудинов Сергей Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры ТСС; Андрей Викторович Гусев, старший преподаватель ТСС; Жефруа Любовь Владимировна, учитель физики высшей категории) Этот экспонат использует инерционность человеческого зрения и программируется на языке «С». Ближайший аналог – часы Боба Блика (известные как «китайские часы», у которых время показывает светящийся маятник) Изготовлен экспонат примерно за 3 месяца работы в свободное время, контроллер куплен в Москве, а остальные детали в промэлектронике. И «3Д-светодиодный куб» и «Светодиодное табло с механической разверткой» были представлены кафедрой технологий и средств связи. Следующие же два – кафедрой автоматизированных электрических систем (руководитель проектов Александр Лемех)
Робот-конструктор «манипулятор» создан для демонстрации передачи движения, в целях обученияшкольников основам механики. Он представляет собой две механические руки, одн аиз которых служит для управления, а вторая полностью повторяет движения первой и может захватывать и перемещать небольшие предметы. Подобные конструкции используются вместо человеческих рук, например, для работы с вредными химическими веществами. Каждая деталь манипулятора создана на основе известных технологий, но сама конструкция манипулятора – собственная разработка авторов проекта.
Следующий экспонат – Магнитоход. Его четырехколесная платформа «прилипает» к любой металлической поверхности с помощью колес из постоянных магнитов, она одинаково легко движется по горизонтальным, наклонным и даже вертикальным поверхностям. Как рассказали студенты, подобные «прилипчивые» к железу машинки были разработаны около 30 лет назад для использования на АЭС, успешно использовались для работ внутри железных труб, в радиоактивных зонах и в прочих недоступных людям местах. Сейчас идея снова оказалась востребованной, поэтому на кафедре разрабатывается новая, более современная версия магнитоходов.
Гексаход, или шестиногий робот, представлен Кафедрой теоретических основ радиотехники. Автор робота Дмитрий Попов (кстати, выпускник колледжа им.Попова) собирал его своими руками примерно полтора года. Шестиногий робот стал звездой выставки. Зрители мгновенно собирались вокруг шагающего аппарата. Когда агрегат, напоминающий экзотического паука размером с кошку, подходил близко к ногам зрителей, некоторые девушки невольно отступали на шаг – будто перед настоящим членистоногим.
«Паучок» может делать все, что умеют его аналоги по классу - ходить несколькими «походками» в любую сторону, наклоняться или «проползать» наминимальной высоте, перешагивать через препятствия. Этот аппарат может нести около килограмма любого дополнительного оборудования и управляется по Bluetooth с планшета на расстоянии до 100м. В зависимости от установленного оборудования он может «видеть» видеокамерой, «слушать» звук с помощью микрофона и «говорить» спомощью динамика. Цель создания игрушки вполне серьезна – исследование алгоритмов движения платформа для испытаний теоретических разработок.
Следующий экспонат заставляет собравшихся в круг зрителейразойтись пошире – это поднимается в воздух модель четырехвинтового летательного аппарата – коптера. Некоторое время он, как «снитч» из сказки, жужжит между полом и потолком, но вскоре все-таки совершает почти аварийную посадку: эту игрушку довольно сложно «водить»вручную, с радиопульта. Подобные аппараты используют для слежения, фотосъемки, осмотра высотных объектов и прочих работ в воздухе, для которых нужна маневренность, а не грузоподъемность. Еще один коптер и технология трехмерной фотосъемки были представлены на выставк еспециалистами из 3DEkb – о них мы вскоре расскажем более подробно.
После посещения выставки гостям было предложено почувствовать себя студентами на лекции, где директор ИРИТ-РТФ Сергей Тихонович Князев и будущие работодатели наглядно с помощью презентаций рассказали о преимуществах учебы на радиофаке и перспективах последующего трудоустройства. В коридоре, «не отходя от кассы», школьники шумно обсуждали увиденное и делились впечатлениями. «Нам показали много интересного, надарили книжек, кто-то попал в телевидение… Так много информации, что мы уже устали!» – рассказал один из учеников 177-й гимназии (к слову, блеснувшей среди посетителей фирменными шарфами и корпоративным духом).
Но вернемся к нашему «парку техно-развлечений». Кому и зачем этот было нужно? Вместо ответа процитируем отзыв одного из посетителей: «На каждой кафедре нам говорили, в основном, одно и то же - о том, что, «идите учитьсяк нам». А на выставке показали интересное – сразу понятно, чему там учат».
Светлана Паук
3DEkb
3DEkb
Полный фоторепортаж вскоре на сайте 3DEkb.ru